Летопись Великой Отечественной


Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо "Окон ТАСС", как не пройдут мимо "Окон РОСТА" при изучении Октябрьской революции.
- М. И. Калинин

22 июня 1941 года, узнав о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну, московские художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. А те, кто был старше, вспомнили знаменитые "Окна РОСТА" (Российского телеграфного агентства), которые средствами лаконичного рисунка и выразительных подписей мобилизовывали советских людей на борьбу с белогвардейцами и интервентами, несли в широкие массы слово Коммунистической партии, вели агитацию и пропаганду. "Окна РОСТА" (такое название они получили потому, что первоначально вывешивались в окнах магазинов и учреждений на людных улицах и площадях) исполнялись от руки и тиражировались с помощью трафаретов. Поэтому они могли быстро откликаться на важнейшие события дня, не дожидаясь сложного перевода в полиграфическую форму.

В "Окнах РОСТА" вместе с их родоначальниками М. Черемных и В. Маяковским работал молодой тогда художник Н. Денисовский. Ему в самом начало войны пришла мысль обратиться в Телеграфное агентство Советского Союза с предложением выпускать злободневные "Окна ТАСС". Он позвонил знакомым художникам, нашел горячую поддержку одного из самых авторитетных мастеров - П. Соколова-Скаля. Вместе они обошли мастерские товарищей, всюду их начинание получало одобрение. Руководство ТАСС также поддержало инициативу художников. К ним присоединились литераторы-публицисты. И на московских улицах вскоре появились "Окна ТАСС".

26 июня 1941 года М. Черемных выполнил первое "Окно" - острый, динамичный рисунок с запоминающейся подписью: "Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут!.." И после этого ни на час в мастерской "Окон ТАСС" не прекращалась напряженная и целеустремленная работа. Художники и поэты дежурили, разбившись на группы, трудились круглосуточно в три смены. Каждая важная весть с фронта, каждый приказ главнокомандующего находили отклик в очередном "Окне". Плакаты исполнялись обычно в течение дня и с помощью трафаретов тиражировались в тысяче экземпляров, расходясь по улицам Москвы и других городов.

В стихотворении С. Маршака, посвященном выпуску пятисотого "Окна ТАСС", есть такие строки:

Под этим окном не поют серенады,
На этом окне резеда не цвела.
За этим окном разрывались снаряды,
И армия наша на подвиги шла.

"Окна ТАСС" разоблачали коварные замыслы фашистских агрессоров и воспевали подвиг народа, вставшего на защиту социалистического Отечества. Они раскрывали смысл событий, происходивших в мире, и развеивали миф о непобедимости немецких армий. Сообщали о наших победах на фронте, поднимали настроение и трудовой энтузиазм в тылу. Красноармейцы и партизаны, рабочие и колхозники считали "Окна" боевыми товарищами в строю и на трудовом фронте, надежными агитаторами и умелыми организаторами патриотических починов.

В годы войны эти плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становясь народной молвой. Каждого нового выпуска ожидали с нетерпением и волнением, как важного сообщения с передовой. Без "Окон ТАСС" невозможно себе представить военную столицу, боевой ритм ее жизни, организующую роль Москвы в достижении Великой Победы.

Авторы плакатов творчески переосмысливали традиции "Окон РОСТА", думали о том, как сделать свои произведения жизненными и действенными в новых условиях. В сатирических листах "Окон РОСТА" с успехом развивал демократические традиции лубка и раешника Владимир Маяковский, предельно конкретизируя тему, органически связывая меткость графического решения с лаконичной строфой агитстиха. Рисунки поэта были динамичны и выразительны.

М. Черемных строил свои плакаты на одной-двух деталях, красноречиво характеризовавших сатирический персонаж. И. Малютину была свойственна гротескность образа и вместе с тем декоративность, связанная с традиционной нарядностью лубка.

Коллектив работал дружно, самозабвенно. В случае необходимости трафаретчиками и печатниками становились прославленные авторы картин, известные портретисты, мастера пейзажа. Злободневные и яркие плакаты вывешивались в витринах магазинов, на стенах жилых домов, в военкоматах и вокзалах, везде, где их могли видеть жители столицы и воины, отправлявшиеся на фронт. Кадры кинохроники и фотографии той поры запечатлели "Окна ТАСС", и всегда возле них многолюдно и оживленно.

Весть об очередном выпуске мгновенно облетала город.

Осенью 1941 года фронт вплотную приблизился к Москве. Вместе с жителями города коллектив мастерской мужественно переносил бомбежки, холод и голод, но не прекращал своей столь необходимой деятельности. К празднику Великого Октября на улицах столицы появились экспрессивные листы с призывными надписями, напоминающими слог военных приказов: "На защиту родной Москвы!", "Москву не отдадим!", "Отстоим Москву!", "Ребята, не Москва ль за нами!" Эти плакаты видели и запомнили участники легендарного парада 7 ноября 1941 года, уходившие с Красной площади прямо на передовые позиции. Бойцов воодушевляли призыв партии, вера народа в победу, рисунок художника и слово поэта.

Авторы плакатов страстно верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Так и случилось. В майские дни 1945 года на стендах появилось изображение Красной площади в день Победы, заполненной ликующим народом. Плакат выполнил художник М. Соловьев, а поэт В. Лебедев-Кумач сопроводил его выразительными стихами, звучавшими как радостная песня:

Победа! И звезды по-новому светят!
Победа! И солнце светлее горит!
Весенний, победный, стремительный ветер
Летит над Отчизной и дух веселит.

Но тогда, суровой осенью 1941 года, до этого радостного дня было еще далеко. И коллектив "Окон ТАСС" активно участвовал во всенародной борьбе с ордами захватчиков, славя героев и призывая брать с них пример. Специальные выпуски были посвящены подвигу Александра Матросова, грудью закрывшего амбразуру фашистского дота, героической смерти капитана Гастелло, направившего горящий самолет на скопление вражеской техники, подвигам других замечательных патриотов.

Всего было выпущено около полутора тысяч "Окон ТАСС". И это только в Москве. Движение художников и литераторов столицы подхватили в Ленинграде (выпуски "Боевого карандаша") и Куйбышеве, Свердловске и Иркутске... Где только не было своих "Окон" наряду с повторением московских! Наиболее яркие из них - "Окна УзТАГ", выходившие в Ташкенте. Они посвящались формированию узбекской дивизии, мобилизации тыла, усилению работы на заводах и колхозных полях, заботе об эвакуированных, приему сирот на воспитание.

В Москву с фронта приезжали автомашины, чтобы свежие "Окна ТАСС" доставить на передовую. В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот и непосредственно на переднем крае, вызывая чувство гордости у советских бойцов, заставляя фашистов злобно стрелять по плакатам из орудий.

В создании плакатов участвовали многие талантливые художники и литераторы: А. Дейнека, Б. Пророков, В. Бялыницкий-Бируля, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Бубнов, Ю. Пименов, Демьян Бедный, В. Лебедев-Кумач, Н. Асеев, М. Исаковский, К. Симонов, С. Щипачев, А. Прокофьев... Деятельность коллектива получила высокую общественную оценку. В 1942 году труд девяти авторов "Окон ТАСС" - С. Маршака, Кукрыниксов (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), П. Соколова-Скаля, Г. Савицкого, Н. Радлова, П. Шухмина, М. Черемных - был отмечен Государственной премией СССР. Работников "Окон ТАСС" 19 декабря 1942 года принял М. И. Калинин, который наметил задачи, стоящие перед мастерами советской изобразительной публицистики, подчеркнул мобилизующую роль плакатного искусства в укреплении боевого духа народа.

Художественные особенности "Окон ТАСС" многогранны и разнообразны. Самые первые выпуски продолжали традиции и развивали композиционные приемы "Окон РОСТА". Плакат состоял из четырех-пяти изображений, которые вместе с подписями обстоятельно раскрывали тему произведения. Таково, например, "Окно ТАСС" № 5 "Чего Гитлер хочет, и что он получит", выполненное М. Черемных в манере, характерной и для его индивидуального сатирического творчества, и для всего плакатного искусства начала 20-х годов.

От выпуска к выпуску стиль изменялся. Каждый художник, приходивший в творческий коллектив плакатистов, вносил в этот стиль новые черты. "Окна ТАСС" художественно индивидуальны, как статьи в газете, написанные разными авторами. Но их объединяет общая политическая направленность и нравственная основа. Сближались плакаты и по внешнему облику, по главному композиционному принципу. Чаще всего изображение составлял один крупный рисунок, построенный на сопоставлении двух-трех деталей, или два-три рисунка, разрабатывающие одну тему в ее временном развитии.

Этот прием широко использовался в плакатах, где текст напоминал частушки. Например, в листе № 613, созданном художником П. Саркисяном и поэтом В. Лебедевым-Кумачом:

Немец к Волге шел напиться -
По зубам огрели фрица,
Наутек пришлось пуститься,-
Ноет бок, болит спина.
Видно, волжская водица
Для фашиста не годится,
Холодна она для фрица, Солона!

Другие выпуски более близки по форме к агитационному панно. Плакат № 1019 М. Соловьева назван "Слава защитникам Москвы". На нем дано крупным планом изображение столичного рабочего, вступившего в народное ополчение, а также изображены фигуры идущих по улице красноармейцев и медаль "За оборону Москвы". Панно напоминает и плакат № 444 П. Соколова-Скаля "России двинулись сыны", где величавый памятник Пушкину как бы напутствует своим гордым обликом воинов, направляющихся на фронт. Здесь же приведены стихотворные строки Пушкина "Страшись, о рать иноплеменных!".

В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к беспощадной борьбе с врагом. Были выпущены листы, запечатлевшие Александра Невского, Суворова, Кутузова, а также героев гражданской войны Чапаева и Щорса.

"Окна ТАСС" стали гордостью советского изобразительного искусства. Их традиции продолжаются в творчестве советских плакатистов наших дней, в частности в деятельности коллектива "Агитплакат". Красочные, выразительные плакаты, выпускаемые этим крупнейшим творческим объединением, так же, как и доблестные "Окна" военных лет, занимают сегодня видное место на улицах и площадях наших городов, утверждая коммунистическое созидание, мирную политику Советского государства.

И. КУПЦОВ

"Юный Художник", №5, 1984г.





Это интересно:



И еще: О проекте | in English |

©2002-2017 Андрей Балашов. Davno.ru - поздравительные открытки, картинки, праздники, поздравления с праздниками, пожелания, плакаты.

Все современные открытки и картинки, тексты и стихи являются авторскими. Все материалы сайта только для личного использования. Запрещается копировать и публиковать открытки и тексты с сайта www.davno.ru без письменного разрешения.