Савицкий Михаил Сергеевич


Народный художник БССР. Член-корреспондент Академии художеств СССР. Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии БССР. Учился в Москве в Институте имени В.И. Сурикова (1951-1957) у Ф. А. Лодорова и Д. К. Мочальского.

Многие значительные достижения в современном советском искусстве связаны с воплощением темы войны. Изобразительное творчество и музыка, литература и кинематография демонстрируют широкий диапазон моральных и духовных возможностей личности в решающие моменты не только собственного бытия, но и жизни народа, страны, человечества. Концепционность художественного мышления, проникнутая верой в гуманистические начала, как и осознание своего долга перед современниками, отличает произведения художников разных стран. Пластика немецкого скульптора Ф. Кремера и поляка К. Дуниковского, проза советских писателей В. Быкова и Ю. Бондарева, фильмы польских кинематографистов А. Вайды и А. Мунка являются памятниками художественного творчества и, в известной степени, современной философской мысли. В одном ряду с ними стоит искусство белорусского художника Михаила Савицкого.

Юность Савицкого совпала с годами второй мировой и Великой Отечественной войн. Двадцатилетний юноша, солдат Советской Армии, участвовавший в боях за Севастополь, он оказался почти в самом начале войны в застенках концлагерей Дюссельдорфа, Бухенвальда, Дахау, где не только в полной мере разделил трагедию народов Европы, но и активно боролся в рядах Сопротивления. По счастливой случайности Савицкий избежал смерти - освобождение лагеря союзниками произошло в то время, когда юноша после семнадцатидневного пребывания под арестом за организацию побега, обессиленный, угасал в тифозном бараке.

Родная Белоруссия встретила Михаила Савицкого отметинами недавнего прошлого - разрушенными городами и селами, памятью о массовых уничтожениях мирных жителей, а также о партизанской борьбе, героической стойкости народа. Позже, когда Савицкий окончит Минское художественное училище, а затем в Москве Институт имени В. И. Сурикова, пережитое в годы войны будет всю жизнь оставаться в памяти художника и выявится во многих произведениях. Гражданственная позиция художника проявилась уже в работах конца 1950-х - начала 1960-х годов, воплощавших величие человека и его повседневных дел на мирной земле. Раннее творчество Савицкого несет на себе печать характерной для 1950-х годов бытописательной жанровости, однако в нем больше черт того монументализирующего направления, которое было предтечей "сурового стиля". И хотя "постановочные" решения композиций сообщают произведениям некоторую театральность, в лучших картинах этого времени лирическая нота снимает ощущение ложного пафоса образов. Такой была дипломная работа художника "Песня" (1957) - сочно написанное жанровое полотно. В тяготеющих к монументальности картинах "Честь долгу" (1958) или "Обязательство" (1960) Савицкому еще не удается избежать перегруженности композиции многолюдными мизансценами; в более поздних работах - "Стелют лен", "Льноводы" (обе - 1962) - он достигает большей лаконичности изобразительного решения: фигуры укрупняются, выдвигаясь на передний план, действия изображаемых людей приобретают ритуально-торжественный характер.

Эволюция искусства Савицкого была достаточно быстрой и определенной. Созданной в 1963 году картиной "Партизаны" художник сразу заявил о себе как об одном из крупнейших мастеров "сурового стиля". Картина оказалась как бы на гребне тех поисков, которые наметились в белорусском искусстве в начале 1960-х годов. Появившись одновременно с такими полотнами ведущих мастеров московской школы, как "Наши будни" П.Никонова, "Военные корреспонденты" А. Никича, картина Савицкого воплотила стилистические черты, характерные для всей советской живописи этого периода.

В "Партизанах" сконцентрировался весь жизненный и профессиональный опыт сорокалетнего мастера. Произведение захватывает своим внутренним напряжением, заложенным и в драматургии, и в пластическом решении полотна. Сцена прощания партизана с женой дана крупно, как бы "в упор", так, что зритель близко видит немолодое, загрубевшее морщинистое мужское лицо, эмоционально ощущает состояние его мудрой, почти спокойной готовности к самым тяжким испытаниям. Поколенный срез фигуры, силуэтно-плоскостное ее изображение, мгновенно читающееся на фоне снега, подчеркивает статичность сцены, что выявляет символику сюжета и известную "каноничность" ее пластического воплощения. Вневременная ритуальность действия усилена динамикой конкретно-временного мотива - группа партизан справа запечатлена в то самое мгновение, когда она словно вот-вот уйдет из поля зрения. Экспрессия графического приема, четко очерченные силуэты в уплотненном и уплощенном мглисто-сером пространстве, колорит со множеством оттенков серого и коричневого, а также динамика стремительного, уверенно положенного мазка - все это делает небольшое по размеру полотно по-настоящему монументальным.

Крупная, лаконичная монументальная форма становится основой в творческом методе Савицкого. Художник так говорит об особенностях своей работы над произведением: "Я сделал вывод, что должен быть очень точный, выверенный смысловой монтаж... Картина должна сочиняться, сочиняться на жизненной основе, под определенным углом зрения". Мастер не стремится к непосредственному воспроизведению реальности, не доверяется едва пришедшему на ум представлению, первому цветовому видению. Обладая блестящей зрительной памятью, Савицкий почти не делает предварительных эскизов. Мастер начинает писать лишь тогда, когда замысел будущей картины полностью отшлифуется в его воображении.

Выверенная, законченная пластическая организация полотна обладает необычайной активностью в выражении концепции автора. Картина "Партизанская мадонна" (1967) наиболее полно воплотила и философско-творческое кредо мастера и особенности его художественного метода.

Поэтика произведения раскрывается в процессе активного воздействия его пластической структуры - стройного ритма круглящихся холмов, драматической напряженности цветовой гаммы с доминантой в ней красного и охры, сферичности пространства, организующей замкнутую целостность картины и выводящей образное содержание полотна на широкий, "планетарный" уровень. Трагедийность "Партизанской мадонны" рождена противопоставлением, с одной стороны, сурового фона - зловеще-сумрачного неба, опаленной кроваво-огненными отсветами земли с фигурами вооруженных людей, согбенных крестьянок - и с другой "возносящегося" надо всем этим образа матери - олицетворения идеального начала, гуманных жизненных сил. В лице, осанке, жесте "партизанской мадонны", кормящей грудью младенца, и всепобеждающая стойкость характера, и просветленная грусть, и нежная женственность - картина воздействует прежде всего своей эмоциональностью.

В то же время художник не скрывает опосредованно-логического, интеллектуального подхода к построению полотна - перед нами не отражение реальной или близкой к реальности сцены в естественном, природном окружении, а сочиненная символическая картина, композиционно-пластическое решение которой доведено до совершенства. Однако одухотворенность изображения, то многосложное содержание, которое раскрыто в картине, а также предельно точно выраженные чувства и завершенность пластики - все это предопределяет огромную силу образа. Лирическая проникновенность "Партизанской мадонны" зиждется на переосмыслении иконографического типа древнерусских образов. В самой пластической организации полотна используется древнерусская традиция, и, особенно, - композиционная система К. Петрова-Водкина. Это проявляется и в подчинении изображения "сферической перспективе", и в граненом, складчатом характере поверхностей, и в открытом воздействии звучных локальных пятен цвета, и в самой трактовке женского облика. Ориентация на искусство крупнейшего мастера советской живописи не случайна. Интересы Савицкого, как в свое время стремления Петрова-Водкина, направлены на воплощение монументальных образов в станковом произведении. Написанное вслед за "Партизанской мадонной" полотно "Витебские ворота" (1967) решается почти как настенная роспись. Савицкий добивается трагедийного звучания картины. Состояние стоического напряжения идущей на зрителя толпы беженцев проявляется не только в горестно-суровом выражении лиц, но и в композиционной "сбитости" фигур вокруг возвышающейся в центре женщины. Сферическое пространство, пронизанное несколькими потоками движений, динамично, и в то же время его планы максимально уплощены, "спрессованы", словно для того, чтобы не разрушить цельности изобразительной поверхности. Обращение Савицкого к монументальному искусству было обусловлено самой природой его художественного мышления. В 1972 году мастером создана темперная роспись для Музея Великой Отечественной войны в Минске. В сложной композиции произведения экспрессия красного, черного и охры несет идейно-символическую нагрузку. Военная тема - ведущая, но не единственная в живописи Савицкого. Тема крестьянского труда также занимает мастера на всем протяжении его творчества. В "мирных" полотнах отношение человека к земле, зерну, хлебу исполнено особого благоговения. Бережно пересыпают зерно с ладони на ладонь трое немолодых крестьян в картине "Урожай" (1966-1967). И у каждого - своя собственная дума о хлебе. Но в различных состояниях героев - тревоге, озабоченности, мудром спокойствии - проявляется одинаково взыскательная оценка плодов своего труда.

Картина "В поле (Пора сева озимых)" (1971) - о людях, напряженно думающих о будущем урожае. Единое, лишенное суетности, сосредоточенное состояние имеет у каждого персонажа индивидуальный оттенок, раскрывающий сильный, самобытный характер. Именно через внутреннее состояние художник выявляет духовную экспрессию, драматическое начало образа, подчеркивая это динамикой фона - волнующегося желтого поля и красного зарева заката вдали. Для воплощения возрастающего из года в год драматизма своих образов Савицкий ищет различные художественные средства. В ,,Плаче о павших героях" (1974) напряжение образа выявляется динамикой охристо-оливкового красочного слоя, сохраняющего следы стремительного движения руки художника. Рисунок также подчиняется этому всепроникающему движению. Фигуры становятся вытянутыми, почти бесплотными. В более раннем полотне "Партизаны. Блокада" (1967) угловатые композиционные ритмы, мрачная монохромность единого серого тона, иссушенные горем, словно безглазые лики людей и пронзительно-белые пятна запеленатых тел мертвых детей предельно обнажают трагедийность произведения. Драматизм лучших полотен Савицкого рождается, как правило, в столкновении уродливого, страшного, жестокого с идеальным началом, заключающим в себе моральную и эстетическую ценность образа. И, пожалуй, наиболее совершенным выражением поэтического мышления художника остается до сих пор "Партизанская мадонна", образная структура которой зиждется на "единстве противоположностей" - всепобеждающей человечности, идеальной женственности и конкретно-исторических, суровых примет военного времени. Так и в облике стоящего перед виселицей, осужденного на смерть старого партизана ("Казнь", 1968) воплощены мудрость провидения, вера в справедливое возмездие, готовность к жертве.

В напряженности сопоставления яркой желтизны пшеничного поля, огненной охры одежды советских бойцов и черных пятен фашистских касок раскрывается зловещая экспрессия момента неравного боя в картине "Поле" (1972).

Кистью Михаила Савицкого, прошедшего сложный путь жизненных испытаний, движет глубоко личная тревога за судьбы мира, человечества.

О. Костина






Другие интересные плакаты и темы:



ХУДОЖНИКИ-ПЛАКАТИСТЫ:



И еще: О проекте | in English |

©2002-2017 Андрей Балашов. Davno.ru - поздравительные открытки, картинки, праздники, поздравления с праздниками, пожелания, плакаты.

Все современные открытки и картинки, тексты и стихи являются авторскими. Все материалы сайта только для личного использования. Запрещается копировать и публиковать открытки и тексты с сайта www.davno.ru без письменного разрешения.