Иногда мне кажется, что жизнь советского человека была организована гораздо лучше, чем жизнь гражданина современной России. Вспомните: магазины были хозяйственные и продуктовые, мороженное – два-три вида в ларьках с надписью «Мороженое», молоко и пиво – в бочках, в домах быта – химчистка, прачечная, ателье, ремонт обуви. И ещё были сберкассы, а у добропорядочных граждан – серо-голубые сберкнижки, которые большинство хранило дома в шкатулке с другими важными документами. Положить на сберкнижку и снять со сберкнижки – ритуалы, совершение которых свидетельствовало об определенном уровне достатка. Пошел человек в сберкассу – значит, у него есть деньги.
Тогда мало кто знал о том, что помимо внесения и снятия денег со счета существуют какие-то другие операции. Более того: никто не задумывался о надежности организации, стоявшей за сберкассой, и прибыльности размещения собственных средств на её счетах – вопросы, которые сегодня понятны даже старшекласснику. 12 ноября 2012 года Сбербанку России исполнится 171 год, и эта цифра, отчасти, объясняет то безоговорочное доверие, с которым россияне – в особенности их старшее поколение – относятся к этому финансово-кредитному учреждению. Как ни пафосно это прозвучит, Сбербанк был всегда: Указ об учреждении сберегательных касс при сохранных казнах Москвы и Санкт-Петербурга император Николай I подписал в 1841 году. Сбербанк стал основой финансовой системы нашей страны. Он «пережил» революцию, «приспособился» к особенностям советского строя, в отличие от многих других банков, появившихся в 90-х, не закрылся даже тогда, когда сотни тысяч россиян были вынуждены закрыть счета. Сбербанк стал первым в СССР банком-членом платёжной системы Visa, осуществил несколько крупных слияний и поглощений, выпустил собственные акции. Наконец, Сбербанк стал надежным партнером для представителей российского крупного, среднего и мелкого бизнеса, и одним из немногих финансовых учреждений, которому россияне спокойно доверяют свои средства.
У меня тоже есть сберкнижка, и выглядит она почти также, как выглядели 30 лет назад сберкнижки моих родителей (разве что без советского герба). За последние годы у Сбербанка появился узнаваемый фирменный стиль, а у меня, помимо сберкнижки, пластиковая карта и доступ к удобным онлайн-сервисам. Как и мои родители, я храню сберкнижку, открытую для меня бабушкой и дедушкой, которые не знали, что существенного и долговечного подарить мне на окончание вуза, в шкатулке с другими документами. В моей серо-голубой сберегательной книжке почти не осталось пустых страниц, и глядя на записи, сделанные фиолетовыми чернилами банковской машины, можно точно сказать, когда у меня были трудные времена, а когда, наоборот, дела шли в гору. Как и мои родители, за судьбу этого вклада я не беспокоюсь. Это, как говорят иностранцы, моя «финансовая подушка», которая, надеюсь, будет всегда. 12 ноября сотрудники Сбербанка – а это более 266 тысяч человек – отмечают свой праздник, и если вы, как и я, собираетесь в ближайший понедельник зайти в отделение СБ РФ, не забудьте поздравить тех, кто заботится о наших сбережениях.